and More
Edvin Marton
in russian
interview
Будапешт и не только
Interview with Edvin Marton
May 28, 2010
Edvin Marton
- Эдвин, я знаю, что Вы родились в семье скрипачей, и, наверное, музыка как призвание, скрипка как инструмент - это был выбор родителей?
-Нет, конечно. Безусловно, они научили бы меня игре на скрипке, но ведь не все дети, которые ходят в музыкальные школы, чтобы получить навыки игры на каком –нибудь музыкальном инструменте, видят потом свою жизнь и свой профессиональный рост только в музыке...Когда мне было пять лет, мне очень нравилась очаровательная девочка из моего детского садика. Мне так хотелось, чтобы она обратила на меня внимание! Мудрая мама посоветовала сыграть девочке серенаду. Я разучивал ее очень долго, но успех превзошел все ожидания – девочка меня поцеловала! Вот тогда я впервые понял, что скрипка – удивительный инструмент, она может рассказать то, что невозможно выразить словами. И я объявил родителям, что хочу играть на скрипке всю жизнь…
-Но ведь слагаемые успеха – не только талант или собственные желания, это еще и учеба, и ежедневный труд, и ,наконец, простое везение.
-Да, и мне повезло, в восемь лет я выдержал очень сложный конкурс (600 человек на место), на меня обратил внимание Леонид Коган ,и я был принят в числе всего 11 ребят в Центральную музыкальную школу им. П. И. Чайковского при Московской консерватории. После окончания школы в 17 лет вернулся в Будапешт, получил диплом в Музыкальной академии им. Ференца Листа и поехал учиться в Вену, потом в Нью-Йорк в Julliard School…
- В 20 лет на Международном конкурсе скрипачей в Монреале Вы получаете золотую медаль, как лучший скрипач. Вы виртуозно исполняете классическую музыку и джаз, однако это уже не приносит удовлетворения ?
- Так получилось, что мой друг и сосед по комнате, работая диджеем, открыл для меня совершенно другой мир, мир электронного и компьютерного звучания. Именно в Нью-Йорке, где новые ритмы, новые звуки - пульс жизни огромного мегаполиса, появилась уверенность, что если перевести классическую музыку на «современный язык», дать ей новое инструментальное звучание, она приобретет другие грани, иные возможности восприятия. А еще мне захотелось рассказать о своем мире звуков и мелодий, другими словами, я понял, что хочу играть свою музыку, хочу стать композитором.
- А как появилась первая композиция?
- Я тогда был в Нью-Йорке, а скрипка в другом городе. Скрипка – это что-то живое…Я чувствую ее, она меня, я помню и представляю ее голос, как помнят голос привычного собеседника, даже когда он далеко…Я гулял по парку, потом сел возле водопада и почувствовал, что безумно соскучился по моей скрипке. Так под звуки водопада и появилась композиция I MissYou. Я вообще люблю писать музыку под шум водопада…
- Под шум водопада?..
- Шум водопада, как тяжелый занавес, отсекает другие звуки, хорошо чувствуешь и слышишь ту мелодию, которая рождается внутри тебя.
- Вы ведь играете на скрипке Страдивари?
- Я получил ее от швейцарского банка, когда выиграл в Монреале Международный конкурс скрипачей. До меня вот уже почти 50 лет никто не играл на ней. Она сделана мастером в 1697 году! Но подобное сокровище требует бережного обращения, поэтому я выхожу с ней на сцену в особых случаях. Обычно я играю на другой не менее ценной скрипке, созданной итальянским мастером Carlo Giuseppe Testore .
- Эдвин, а как родился совместный проект с Евгением Плющенко?
- В 2004 году я получил предложение написать музыку к открытию ледового шоу в Швейцарии «Art on Ice». Вместе со своей группой играл ее на льду в течение недели. В это же время в Цюрихе выступал и Евгений Плющенко..
Женя открытый и общительный, готовый к невероятным экспериментам, мы моментально подружились. Он давно искал драматическую музыку с современным ритмом. Такую, как моя. Потом он вернулся в Москву, я в Будапешт. Но мы все равно поддерживали контакт.
А через некоторое время я получил звонок от тренера Плющенко Алексея Мишина :
«Из всех композиторов мира для новой программы мы выбрали тебя».
Творческий процесс захватил нас обоих, Женя приезжал ко мне в студию в Будапешт, объяснял, какой ритм ему необходим в том или ином месте программы, показывал, как он выполняет дорожки шагов, прыжки, другие элементы. А я пытался подобрать для каждого фрагмента его программы тот ритм, ту мелодию, которые бы помогли создать наиболее яркий образ во время выступления.
В итоге Евгений выиграл 18 золотых медалей, и все его выступления были на музыку Эдвина Мартона. Сегодня мы опять работаем вместе, и 1 сентября в Будапеште мы представим новое шоу «Kings on Ice », затем будет турне в Италию, Румынию, Америку и, конечно же, в Россию.
-Нет, нет, Эдвин…Я знаю, как работают композиторы с известными фигуристами. Я хотела узнать, как появилась сама концепция проекта, в результате которого известнейший фигурист и виртуозный скрипач оказались на одном ледовом пространстве.
Это ведь не было выступление под музыку…У всех, кто видел Вас и Евгения на льду, осталось странное восторженное ощущение: то ли движения смычка рождают музыку, которая может быть переведена на язык пластики и это она заставляет Евгения двигаться,то ли его движения создают музыку…Это случайный эффект или над этим пришлось долго работать?
-Главное то,что это интересно зрителям …
-Ведь у Вас есть и другие проекты?
-Конечно. Например, к сентябрю я планирую закончить свой новый альбом «Stradivarius», куда помимо уже известных аранжировок и произведений, войдут абсолютно новые композиции. А чтобы достойно представить этот альбом, придумал захватывающее шоу с одноименным названием, во время которого зрители перенесутся в совершенно фантастический, особый мир – мой мир, Эдвина Мартона. С этой программой я планирую посетить Москву и Санкт-Петербург.
-Вы так много работаете, у Вас остается время на какие-то другие интересы или увлечения?
-Мне интересно все: друзья, футбол, дайвинг, лошади, но времени не хватает. Спасает только то, что я очень легкий на подъем человек и, внезапное изменение в своем жестком графике, тут же использую, чтобы куда-то уехать отдохнуть. А вообще, я счастливый человек, потому что мои самые главные в жизни увлечения – это музыка и скрипка…
0 comments